1
2
Программа развития
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад с. Шергино»
на 2022 – 2025г.
Принята:
На педагогическом совете
от «_1_» _сентября_ 2022 г.
Протокол № 1
с. Шергино
2022
3
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт программы развития
3. Раздел I
Информационный
3.1. Информационная справка об образовательной организации
3.1.1.Общие сведения о ДОУ
3.1.2. Характеристика материально-технической базы
4. Раздел II
Аналитический
4.1. Анализ воспитательно-образовательного пространства
4.1.1 Анализ кадрового состава и условий труда работников
4.1.2 Анализ состояния управления детского сада
4.1.3 Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников
4.1.4 Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и
медицинского сопровождения образовательного процесса
4.2 Анализ деятельности образовательной организации
4.2.1 Характеристика реализуемых образовательных программ
4.2.2 Анализ реализации воспитательно–образовательной работы
4.2.3 Результаты анализа деятельности образовательной организации
5. Раздел III
Концепция программы развития
6. Раздел IV
Программные мероприятия
6.1 Инновационные риски
7. Раздел V
Управление программой развития
8 Раздел VI
Подпрограммы программы развития
6.1 Подпрограмма «Сопровождение реализации ФГОС ДО»
6.2 Подпрограмма «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»
6.3 Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования в ДОУ»
6.4 Подпрограмма «Развитие кадрового потенциала ДОУ»
6.5 Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»
6.6 Подпрограмма «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»
4
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования
невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении.
Ориентация на ребенка и его потребности, создание в дошкольном учреждении
условий,
обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника,
мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса в
соответствии с требованиями ФГОС.
Особенности территориального расположения, экологических, экономических,
социальных, культурно – ценностных особенностей нашего поселка потребовала
разработки модернизации программы. Изменения требований, предъявляемых к
системе
образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы,
поиска
новых путей и условий развития ребенка, внедрение педагогических технологий,
создавая
возможность для профессионального творчества и инновационных процессов
повышении
качества дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад с.Шергино».
Проектирование существенно облегчает процесс развития. Только при наличии
тщательно
продуманного плана можно видеть перспективы деятельности, отслеживать
результаты.
Именно поэтому коллектив МАДОУ «Детский сад с.Шергино» принял решение о
разработке
программы Развития дошкольного образовательного учреждения на три года.
Статус Программы развития: нормативный документ дошкольной образовательной
организации, в котором отражаются цель, задачи и комплекс мероприятий,
направленных
на создание условий для реализации образовательной программы дошкольного
образования.
Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего
коллектива дошкольной образовательной организации на достижение целей развития
и
повышения качества образовательной деятельности.
Паспорт Программы развития на 2022-2026 гг.
Наименование
программы
Программа Развития Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения « Детский сад с.Шергино»
на 2022-2026 годы» (далее - Программа).
5
Основания
разработки
программы,
нормативные
документы
для Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
Социальный заказ
Автор программы
в Российской Федерации;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. №26); Государственная программа РФ «Развитие
образования на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением
Правительстваот 15.05.2013г. №792-р;
Конституция Российской Федерации.
Закон «Об образовании Республики Бурятия»
Устав МАДОУ « Детский сад с.Шергино»
1) Создание условий для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
2) Обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства
независимо от пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3 )Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
4) Предоставление муниципальных и дополнительных услуг в
рамках реализации основной и вариативных программ
дошкольного образования.
Заведующий ДОУ и педагогический коллектив
Основные
исполнители
программы
Коллектив ДОУ, родители воспитанников, воспитанники
Сроки выполнения и
этапы
реализации
программы
Программа реализуется в период с 2022 г. по 2025 г.
Цель программы
Задачи программы
Повышение качества образования и воспитания,
обеспечивающего развитие ребенка, через внедрение
инновационных процессов в образовательном учреждении и
учетом требований современного общества, современно
1.Создать условия для развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром с учетом
этнокультурной ситуации развития детей путем
усовершенствования предметно-развивающейся среды в
соответствии с ФГОС ДО;
2. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания
Программ и организационных форм дошкольного образования,
возможность формирования услуг различной направленности с
6
учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
3. Обеспечить рост профессиональной компетентности
педагогов ДОУ в части освоения педагогами технологий в
интеграции образовательных областей;
4. Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями
воспитанников посредством организации совместной
эффективной деятельности и их участия в образовательном
процессе;
5. Рациональное использование материальных ресурсов,
поиск дополнительных источников финансирования
Приоритетные
направления
Программы
Финансовое
обеспечение
Сроки и этапы
реализации
Программы
Ожидаемые
результаты
1.Модернизация условий для реализации ФГОС ДО в
рамках материальных возможностей ДОУ
2.Повышение уровня оздоровительной работы в ДОУ,
обеспечивающей воспитание здорового дошкольника
3.Совершенствование системы оценки качества
образования в ДОУ
4.Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов, через систему разноуровневых обучающих
мероприятий.
5.Сотрудничество с семьями воспитанников ДОУ и
социальными
партнерами
через
использование
современных и эффективных форм взаимодействия
1. Рациональное использование средств муниципального
бюджета.
2. Спонсорская помощь, благотворительность.
Программа рассчитана на 3 года
2022г. –2023 Организационно – подготовительный этап
(создание условий и формирование структуры реализации
программы).
2023 – 2024 г. – Этап практического внедрения (действия по
реализации программы).
2024 – 2025 г.–Заключительный. Аналитически –
информационный этап (мониторинг эффективности
реализации
программы, аналитическая оценка качественных и
количественных изменений, произошедших в учреждении).
1. Создание условий, обеспечивающих содержательно –
насыщенной, трансформируемой, функциональной,
вариативной, доступной и безопасной предметно –
развивающей среды для развития детей в соответствии с
их
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, творческого потенциала каждого ребенка.
Освоение вариативных Программ и новых форм
дошкольного образования, посредством организации
кружковой деятельности различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей;
2.Эффективное использование форм, методов и средств
7
воспитания, обеспечивающих приобщение детей к
здоровому
образу жизни и физической культуре
3.Совершенствование системы оценки качества
образования в ДОУ.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов ДОУ.отвечающего современным требованиям
образовательной политики.
5. Создание творческих проектов в ДОУ с родителями
воспитанников (законных представителей) для активного
участия в образовательном процессе.
6.Повышение качества образования за счѐт организации
взаимовыгодного сотрудничества с новыми социальными
партнерами.
3. Раздел IИнформационный
3.1.Информационная справка
Общие сведения
Название (по уставу)
Учредитель
Год основания
Юридический адрес
Телефон
E-mail
Адрес сайта в интернете
Фамилия, имя, отчество
руководителя
Лицензия (дата выдачи, №, кем
выдана)
Устав
Формы самоуправления
Помещение и его состояние (год
постройки)
Режим работы ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад с.Шергино»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Муниципальное казенное учреждение «Районное
управление образования» МО «Кабанский район»
1968 год
РБ, Кабанский район, с. Шергино, ул. Садовая,12
8(30138)94-7-32
detsadshergino@mail.ru
http://bur-madou-sh.tvoysadik.ru
Капустина Анна Михайловна
От 19 февраля 2018г. № 2968 серия 03Л01 № 0001579
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Устав МАДОУ «Детский сад с. Шергино» утвержден
руководителем Администрации МО «Кабанский район»
08.12.2015г. и зарегистрирован в Межрайонной ИФНС
России №9 по Республике Бурятия 31.12.2015г.
Формами самоуправления образовательного учреждения
являются:
- педагогический совет;
- родительский комитет.
Помещение типовое, состояние удовлетворительное, год
постройки – 1968, 1 группа
МАДОУ «Детский сад с. Шергино» работает по
пятидневной рабочей неделе с длительностью
8
пребывания детей 10,5 часов с 07-30 до 18-00 часов,
выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни,
установленные законодательством Российской
Федерации.
Структура ДОУ
Режим работы – пятидневный. Режим работы групп: - с 07.30 до 18.00ч.
В детском саду функционирует 1 разновозрастная группа:
- дети с 1 до 7 лет,
Численность детей – 22
ДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования
(далее – ООП ДО), разработанную в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и с учетом
примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы». Результатами освоения ООП ДО являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребѐнка и базируются на ФГОС ДО.
С 2018 по 2021 год ДОУ работало над поэтапным введением ФГОС ДО. Среди сильных
сторон деятельности ДОУ, сформированных в результате реализации Программы
развитияДОУ на 2018 – 2021г
- Достижение нового образовательного результата, путем реализации федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
-Рост профессионального уровня педагогов через прохождение курсов повышения
квалификации, семинары, мастер-классы, методобъединения;
-Сохранение и укрепление здоровья детей;
-Укрепление материально-технической базы, совершенствование современной
развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
-Увеличение количества воспитанников, принявших участие в соревнованиях,
конкурсах, направленных на укрепление здоровья, формирование физических и
волевых качеств у детей.
-Увеличение доли педагогов ДОУ, принявших результативное участие в конкурсах
профессионального мастерства, различных конкурсах районных, республиканских.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов, в том числе в области
использования ИКТ.
- Обеспечение эффективности и преемственности дошкольного и начального общего
образования
-Активное участие родителей
-Информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, ведение сайта
ДОУ, использование ИКТ-технологий;
3.1.2Развитие материально- технической базы:
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной
деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности
(здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского,
социального, культурного и иного назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается
закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с
его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное
9
образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за
сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным
оборудованием.
Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: 1 групповая комната, 1
спальня, оснащенные необходимым оборудованием.
В групповом помещениии, в соответствии с современными требованиями к
организации предметно-развивающей среды и требованиями государственного
образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной
детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
На территории детского сада -цветники и спортивно-игровая площадка.
Согласно требованиям СанПиН прогулочные площадки групп требуют полного
оснащения игрового оборудования.
.
Вывод: Продолжать работу по пополнению учебно-методической базы, и по мере
финансовой возможности выполнить необходимые пункты по обеспечению доступной
среды.
4. Раздел II Аналитический
4.1 Анализ воспитательно-образовательного пространства
4.1.1 Анализ кадрового состава.
Кадровое обеспечение.
Учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Заведующий
дошкольным учреждением имеет среднее специальное педагогическое
образование, педагогический стаж работы свыше 30 лет. Педагоги, работающие в
ДОУ (2 чел.), имеют среднее специальное педагогическое образование.
Образовательный уровень и качественный состав педагогического коллектива ДОУ
Всего педагогов
Педагогов с высшей категорией
С первой категорией
Соответствие занимаемой должности
Педагогов с высшим профессиональным
образованием
Педагогов со средним профессиональным
образованием
Распределение педагогов по стажу работы:
до 5 лет
до 10 лет
от 10 до 15 лет
15 лет и более
Распределение педагогов по возрасту:
до 25 лет
до 35 лет
до 55 лет
свыше 55 лет
количество
%
2
2
100
100
2
100
1
1
50
50
1
1
50
50
10
Количество педагогов, прошедших курсовую
подготовку
2
100
Педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах
повышения квалификации в условиях модернизации системы образования ФГОС ДО.
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединѐн
едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет
благоприятный психологический микроклимат. Повышение квалификации
педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется в
соответствии с графиком и требованиями ФГОС ДО.
Вывод: В учреждении функционирует опытный, работоспособный творческий
коллектив, обладающий достаточным потенциалом для результативного
осуществления и внедрение инновационных процессов в педагогическую
деятельность.
4.1.2 Анализ состояния управления детского сада
Система планирования работы детского сада представлена ООП ДОУ и годовым
планом
Руководство осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и
законодательством Российской Федерации.
Сотрудники выполняют функциональные обязанности в соответствии с должностными
инструкциями. Создана база нормативно - правовой документации, регулирующая
деятельность участников образовательного процесса. В МАДОУ «Детский сад
с.Шергино»
Соблюдаются правила по охране труда, обеспечивается безопасность
жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
Контроль позволяет периодически получать информацию о положении дел в детском
саду, своевременно выявлять отклонения от ожидаемых результатов и вносить
коррективы, тем самым, обеспечивая оптимальный вариант гибкого планирования.
По результатам контроля оцениваются результаты деятельности педагогов,
вырабатываются рекомендации, составляются отчеты по результатам диагностики,
проводится сравнительный анализ динамики развития.
Вывод: уровень управления МАДОУ «Детский сад с.Шергино» на данном этапе
развития можно оценить как достаточный. Необходимо:
ЦЕЛИ
ПОДСИСТЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Определить содер-
Обучение,
воспитание,
развитие
Формирование банка данных
о выполнении
программы и государственных
стандартов, о состоянии
учебно-воспитательного
процесса, методической
работы, исполнении
жание учебно –
воспитательной работы в
соответствии с выбранной
программой и
государственными
стандартами
11
2. Сформировать у педагогов
потребность непрерывного
профессионального роста как
условие достижения
эффективности результатов
деятельности дошкольного
учреждения
3. Создать экономический
механизм, обеспечивающий
функционирование ДОУ в
условиях рыночных
отношений
4. Создать условия
социально-психологического
комфорта и защищенности
всех участников
педагогического процесса
5. Обеспечить
соблюдение
действующих правовых норм
и конвенции о правах ребѐнка
Научнометодическое
обеспечение
Экономическое
и материальнотехническое
обеспечение
Социально-психологическое
обеспечение
Правовая защита
протоколов педсоветов и
совещаний при заведующей и
производственных совещаний
Формирование банка данных
о ППО, новых исследованиях
в области педагогики,
дидактики, психологии;
методического материала о
состоянии работы в ДОУ,
договорах, формирование
целей по развитию форм,
методов и средств
совершенствования УВП,
методической деятельности
коллектива и отдельных
воспитателей, педагогов.
Планирование методической
работы, УВП.
Организация исполнения
воспитательнообразовательных планов,
программ и плана работы
ДОУ, обобщение и внедрение
ППО, повышение
квалификации; контроль и
оценка методической работы
Планирование постатейного
выполнения сметы,
привлечение спонсоров,
Оперативное устранение
аварий, ремонт
оборудования; заключение
договоров и отслеживание их
выполнения, организация
работы по технике
безопасности, санитарногигиеническому режиму
Анализ состояния социальнопсихологической и
правовой защиты всех
участников УВП.
Прогнозирование,
планирование и организация
условий для реализации
развития личности,
контроль и коррекция
социально-психологической и
правовой защиты всех членов
коллектива
Прогнозирование,
планирование развития ДОУ,
организация совместной
деятельности
учреждений образования с
другими социальными
институтами по достижению
12
6. Создать механизм
Взаимодействия детского
сада и социума, обеспечивающий достижение
целей ДОУ
Региональное
Взаимодействие ДОУ с
другими социальными
институтами
целей ДОУ
Участие в анализе
деятельности, определение
целей развития ДОУ,
планирование и организация
деятельности коллектива,
экспертной оценке совместно
с другими органами
Качественная характеристика семей
Родители воспитанников являются полноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. Они получают достоверную информацию о развитии своего
ребенка, имеют возможность участвовать в выборе образовательных и развивающих программ
ДОУ, принять участие в проектной деятельности, конкурсах, являются заказчиками услуг
дополнительного образования.
Социальный паспорт МАДОУ «Детский сад с. Шергино» на 2022 год
1
2
3
4
5
6
СТАТУС СЕМЬИ
Многодетные
Кол-во полных семей
Кол-во неполных семей
Служащие
Рабочие
Домохозяйки
8
11
7
4
6
7
Деятельность МАДОУ «Детский сад с.Шергино» по работе с семьями воспитанников
ориентирована на конструктивное сотрудничество, расширение форм детско-взрослого
взаимодействия, на повышение заинтересованности в успехах своих детей и
стремлении помочь в создании благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В дошкольном учреждении существует возможность проконсультироваться, получить
ответ на любой интересующий вопрос, участие в совместных досугах, творческих
проектах, выставках, спортивных мероприятиях, праздниках
Вывод: взаимодействие с семьями воспитанников ведется на высоком уровне,
удовлетворенность родителей качеством воспитания и образования, что
свидетельствуют результаты анкетирования родителей. Необходимо введение новых
форм работы с семьями воспитанников, для более активного участия в
образовательно-воспитательном процессе.
4.1.4 Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и
медицинского сопровождения образовательного процесса
В детском саду особое внимание уделяется сохранению физического и психического
здоровья детей.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется ФАП (медицинская
сестра).
Сравнительный анализ заболеваемости детей
13
год
Заболеваемость
детей в случаях
Пропущено
дней по болезни
2020
2021
19
48
94
287
Пропуски на 1 Посещаемость
ребёнка
по детей детодни
болезни
13
1307
5
1229
Сравнительная таблица групп здоровья детей по годам
год
2020-2021
2021- 2022
1 группа
здоровья
9
7
2 группа
здоровья
12
3 группа
здоровья
1
2
4 группа
здоровья
Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно
здоровыми,
почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем
причины роста заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса,
иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:
-укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
-повышать уровень физической подготовленности детей;
-снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и
соматическими заболеваниями.
Сравнительный анализ адаптации вновь поступивших детей к условиям
детского сада
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап – подготовительный (до прихода ребенка в ДОУ). На данном этапе, главная
задача –помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ
создать условия ребенку дома, которые помогут безболезненно адаптироваться ему в
детском саду.
II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа воспитателя. На
данном этапе происходит становление доверительных отношений (родитель – ребенок
–педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с
воспитателем доброжелательные отношения.
III этап – заключительный. Ребѐнок начинает посещать детский сад.
Степень тяжести
адаптации
2019
2020
2021
Легкая
Средняя
Тяжелая
60%
39%
1%
65%
35%
-
70%
30%
-
14
Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают
следующее:
-создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
-работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
-правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную
на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок"
и обязательно включают игры и упражнения.
Оздоровительно – профилактическая работа
Система оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:
1. Соблюдение санитарно – гигиенических требований к организации
жизнедеятельности
детей в детском саду.
2. Реализация системы оздоровительно - профилактической работы.
3. Организация сбалансированного питания.
4. Реализация системы физкультурно – оздоровительной работы.
5.Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного
процесса.
В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий,
позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния
здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса
мероприятий
-оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
- проведение фильтров;
-обеспечение сбалансированного питания.
При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня
воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени
подвижности
на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации
двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.
Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях
нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные
мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры,
гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.
В летний оздоровительный период проводится ежедневный утренний приѐм детей и
зарядка на улице. Увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с
соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, дневной сон
в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.
Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и
оздоровительной деятельности можно оценить как достаточный, но необходимо
совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать
работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.
Организация питания
Одним из условий, обеспечивающих здоровье воспитанников, является организация
и качество питания. Порядок обеспечения продуктами питания осуществляется путем
заключения договоров на оказание услуг по хранению и доставке продуктов; закуп
продуктов питания. Организация питания осуществляется согласно «20-дневному
меню», в соответствии с нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 и
согласованным с Роспотребнадзором.
15
Вывод: таким образом, уровень организации питания отвечает современным
требованиям санитарных правил и норм, способствует сохранению и укреплению
здоровья воспитанников.
4.2 Анализ деятельности образовательной организации
4.2.1 Характеристика реализуемых образовательных программ
Основной программой является программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы. Наряду с ней используются программы, обеспечивающие максимальное
развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально
организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной
деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы
организации их жизнедеятельности.В ДОУ используются современные формы
организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально,
что позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень
развития и темп обучаемости каждого ребенка.
Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения,
поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную
активность детей.
Результативность работы по программам и технологиям отслеживается с помощью
регулярной диагностики, проводимой по мере необходимости. Ее данные
анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей.
Диагностика позволяет педагогу осуществить своевременную коррекцию не только
детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость.
Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста
показателей умственного и физического развития детей. Учителями школ, куда
приходят наши выпускники, отмечается хорошая подготовка руки к письму, высокий
уровень развития, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети
обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной
программы.
Наряду с достигнутыми положительными результатами актуальна проблема
повышения качества образования. Повышению качества образования способствуют
методы развивающего обучения, интеграция образовательного процесса, уход от
традиционной модели обучения, использование современных технологий, инноваций.
Применяется проектная деятельность - как один из современных инновационных
методов.
Ожидаемые результаты:
- Высокая и стабильная результативности в укреплении физического развития и
здоровья детей.
- Углубление представление о здоровье, личной гигиене, физкультуре и спорте,
правилах безопасности, расширение кругозора дошкольников.
- Укрепление сотрудничества с семьями воспитанников через привлечение родителей к
участию в воспитательно-образовательном процессе, путем создания системы
взаимодействия педагогов и семьи, направленной на формирование потребности в
здоровом образе жизни и физическое развитие дошкольников.
- Оптимизация оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с
воспитанниками учреждения.
Учебный план МАДОУ д/с «Ладушки» соответствует основным целям дошкольного
образовательного учреждения, отражает его специфику, учитывает разные уровни
развития детей, ориентирован на воспитание и обучение детей, развитие умственных и
творческих способностей. Педагогический коллектив осуществляет образовательный
16
процесс с детьми дошкольного возраста (дети с 1,5 до 7лет) в соответствии с основной
образовательной программой ДОУ и парциальными программами. Образовательная
деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня, в соответствии с
СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в
соответствии с расписанием НОД.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Вывод: ООП ДОУ соответствует требованиям ФГОС. Необходимо внедрять
различные вариативные программы.
4.2.2 Анализ реализации воспитательно – образовательной работы
Разработана основная общеобразовательная программа (далее ОО), направленная на
полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие во
взаимосвязи. ООП охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей
дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные
нагрузки.
На основании п. 2.11. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования реализации программы осуществляется:
-через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной);
-через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в ходе
режимных моментов;
-в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей;
-в ходе взаимодействия с семьями воспитанников.
По итогам мониторинга освоения программного материала дети всех возрастных групп
материал по всем образовательным областям усвоен на следующем уровне:
Наименование
Уровень освоения основной
образовательной
общеобразовательной программы детьми от 3 до 4 лет за 2020деятельности
21г.
Начало года
57%
Конец года
97%
Познавательное
развитие
50%
94,5%
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
61%
54,8%
94,1%
95,3%
Физическое
развитие
58,2%
95,7%
Социально –
коммуникативное
развитие
17
Наименование
образовательной
деятельности
Уровень освоения основной
общеобразовательной программы детьми от 4 до 5 лет за 202021г.
Начало года
57%
Конец года
97%
Познавательное
развитие
50%
93,5%
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
60%
54,7%
94%
95,2%
Физическое
развитие
58,3%
95,1%
Наименование
образовательной
деятельности
Уровень освоения основной
общеобразовательной программы детьми от 5 до 6 лет за 202021г.
Социально –
коммуникативное
развитие
Начало года
74%
Конец года
94%
Познавательное
развитие
62%
92%
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
64%
70%
86%
90%
Физическое
развитие
74%
94%
Социально –
коммуникативное
развитие
Представленные результаты учебно-воспитательного процесса за 2020, 2021 у.г
позволяют сделать вывод: динамика результативности обеспечивается внедрением в
практику работы МАДОУ «Детский сад с.Шергино» нового содержания и организации
18
образовательного процесса, методов и приемов воспитания и обучения, комплексным
подходом к развитию личности наших детей.
Цели и задачи.
1. Продолжать работу по всем направлениям программы, особое внимание уделить
разделам с наименьшими показателями.
2. Продолжать оснащать педагогический процесс учебно-дидактическими и
методическими пособиями по всем разделам программы.
4.2.3 Результаты анализа деятельности образовательной организации
представлены в виде таблицы
№
Требуемые условия
Имеющиеся условия
Недостающие условия
1.
Кадровые условия
1.1 Укомплектованность
100%
педагогическими
кадрами
1.2
Прохождение курсовой 100%
подготовки педагогами
по
вопросам ФГОС
1.3
Наличие постоянного
методического
сопровождения
педагогов
по проблемам
внедрения
ФГОС ДО
Наличие методического
совета, творческих групп
в дошкольной
организации
1.4
Должностной состав и
Количество
работников,
необходимых для
реализации и
обеспечения
реализации
Программы
100%
1.5
Самообразование и
повышение
квалификации
педагогических
работников
ДОУ
Самообразование – на
постоянной основе
Повышение
квалификации
педагогических
работников по плану
2.
2.1
. Материально – технические условия
Соблюдение требований в
соответствии с правилами
пожарной безопасности
соблюдаются
2.2
Соблюдение
соблюдаются
19
требований в
соответствии с
правилами
пожарной
безопасности
2.3
Оснащенность
помещений
развивающей
предметно –
пространственной
средой
в соответствии с
ФГОС
ДО
Оснащение помещений
Ограниченные условия
происходит по мере
финансирования
выделения целевых
средств и исходя из
возможностей учреждения
2.4
Наличие материально
технического
обеспечения
методический
комплект,
оборудование,
оснащение
(предметы))
имеется
3.
3.1
Финансовые условия
1 Отражение
Предусмотренное
финансирование
структуры и
образовательного
объема расходов,
процесса
необходимых для
реализации
Программы, а
также механизм их
формирования
Ограниченные условия
финансирования.
Создать и оснастить
современным ТСО для
использования
воспитателями для
работы с детьми.
Приобрести раздаточный
дидактический материал
на каждого ребенка всех
возрастных групп
Необходимы
дополнительные
финансовые средства на
образовательную
деятельность и
обновление материально –
технической базы
учреждения(оборудование
площадок)
Вывод: образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с
требованиями образовательной политики РФ. В ДОУ должна быть создана система
постоянного сопровождения педагогических кадров, с целью методической поддержки
педагогов.
4.Раздел III
Концепция программы развития
Концепция основывается на праве каждого ребенка на получение
полноценного качественного образования.
Для этого в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану и
20
укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального
благополучия, формирования таких качеств, которые определяют облик
современного человека и обеспечивают ему успешность дальнейшей
жизнедеятельности.
Должны создаваться условия, способствующие профессиональному развитию
педагогических работников, участию родителей (законных представителей) ребѐнка
в деятельности ДОУ, расширению эффективных внешних связей
Для этого необходимо выработать стратегию ДОУ, а также определенную
последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным
результатам.
Стратегия развития ДОУ на 2022-2025г.г.
Для решения концептуальных идей разработана стратегия развития ДОУ до 2025
года.
Стратегия представляет собой совокупность задач, которые необходимо
реализовать для достижения поставленных целей:
• Оптимизация здоровьесберегающей среды ДОУ
• Развитие системы оценки качества образования в ДОУ
• Приведение в соответствие с ФГОС ДО развивающей предметно- пространственной
среды
• Развитие кадрового потенциала ДОУ
Цель развития ДОУ
Повышение качества образования и воспитания, обеспечивающего развитие ребенка,
через внедрение инновационных процессов в образовательном учреждении и учетом
требований современного общества, современной образовательной политики.
4.1. Основные задачи:
1.Создать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром с
учетом этнокультурной ситуации развития детей путем усовершенствования
предметно- развивающейся среды в соответствии с ФГОС ДО;
2. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможность формирования услуг
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
3. Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части
освоения педагогами технологий в интеграции образовательных областей;
4. Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством
организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном
процессе;
4.5. Ожидаемые результаты:
1. Освоение вариативных Программ и новых форм воспитания и обучения,
посредством организации кружковой деятельности различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей; Созданиеусловий, содержательно –
насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и
безопасной предметно – развивающей среды для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческого
потенциала каждого ребенка.
2.Эффективное использование форм, методов и средств воспитания, обеспечивающих
приобщение детей к здоровому образу жизни и физической культуре
3.Совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.отвечающего
современным требованиям образовательной политики.
5. Создание творческих проектов в ДОУ с родителями воспитанников (законных
21
представителей) для активного участия в образовательном процессе.
6. Повышение качества образования за счѐт организации взаимовыгодного
сотрудничества с новыми социальными партнерами.__
Программа развития реализуется в три этапа
Организационно –
Практический этап
подготовительный этап
2023 - 2024
(создание условий и
формирование структуры
реализации
2022-2023
Заключительный этап
Аналитически –
информационный этап
(мониторинг
эффективности
реализации программы,
аналитическая оценка
качественных и
количественных изменений,
2024-2025
1. Анализ состояния
учреждении.
деятельности ДОУ по
направлениям развития (с
позиции администрации
ДОУ, участников
образовательного
процесса)
1. Реализация планов
подпрограмм
1. Анализ результатов
деятельности ДОУ за
период реализации
Программы.
2. Корректировка планов
(при
необходимости)
реализации
подпрограмм
2. Анализ промежуточных
результатов деятельности
с целью дальнейшей
корректировки
2. Оценка результатов
деятельности
3.
Создание необходимых
условий для реализации
подпрограмм Программы
3. Совершенствование
условий деятельности ДОУ
по реализации Программы
3.Составление проекта
Программы развития на
2022-2025г.г.
Принципы реализации концепции
Принцип гуманизации - обеспечивает равнодоступный для каждого ребенка выбор
уровня, качества и направленности образования, основанного на общечеловеческих
ценностях и общекультурном наследии человечества.
Принцип открытости – предоставление непрерывного базисного и дополнительного
образования в различных его формах. Принцип открытости обусловлен типом
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и находит свое выражение
в продуктивных формах деятельности.
Принцип динамичности в контексте образовательного пространства ДОУ выражается
в быстром обновлении информационного поля и реализации новых требований
социума.
Одним из средств инициирования и сопровождения этих изменений является
мониторинг образовательного процесса.
22
Принцип развития предполагает качественные изменения, происходящие внутри
ДОУ, в ходе которых сохраняется все лучшее и приобретаются новые свойства,
позволяющие учреждению развиваться и продуктивно взаимодействовать с социумом
в новых динамичных условиях.
Принцип интеграции – включение в структуре ДОУ новых элементов и организация
взаимодействия внутри новообразований и между ними, а также межсистемное
взаимодействие ДОУ с другими структурами социума.
Принцип индивуализации ориентирован на развитие индивидуальности всех
участников образовательного процесса (ребенка, родителя, педагога), раскрытие их
природных способностей, творческого потенциала и выражается в выстраивании
индивидуальной траектории развития.
Принцип социализации предполагает эффективное позиционирование учреждения в
социальном пространстве.
Принцип инновационности образования реализуется путем перевода ДОУ в
поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых
технологий образовательного процесса.
Миссия ДОУ.
1. По отношению к социуму: быть конкурентоспособным ДОУ, предоставляющим
доступные качественные образовательные услуги, удовлетворяющие потребностям
социума и государства.
2. По отношению к коллективу ДОУ: создание условий для профессионального,
творческого и личностного роста сотрудников, обеспечение комфортного нравственнопсихологического климата.
3. По отношению к детям: обеспечение условий для сохранения и укрепления
здоровья, для всестороннего развития и успешности ребенка.
Главные ценности. Здоровье, развитие любознательности, творческие способности,
индивидуальные склонности и интересы ребенка, единство образовательного
пространства семьи и ДОУ.
6. Раздел IV Программные мероприятия
6.1 Инновационные риски
При реализации программы развития могут возникнуть определѐнные риски:
1. Программа может быть реализована частично из-за недостаточного
финансирования.
2. Частичная реализация программы возможна при сопротивлении, непонимании и
неприятии родительским сообществом значимости дополнительных образовательных
услуг, необходимых для полноценного развития ребѐнка.
3. Отсутствие взаимопонимания между членами коллектива, родителями
воспитанников, разобщенность целей и задач, несовершенство системы
стимулирования может привести к конфликтным ситуациям и стать угрозой для
реализации программы.
4. Отсутствие информированности о предоставляемых детским садом
образовательных услугах может отразиться на позитивном имидже образовательного
учреждения и привести к спаду спроса.
5. Некорректное внедрение инновационных проектов может привести к сбою системы
всей деятельности.
6. Отсутствие диагностической программы по определению эффективности
функционирования и развития детского сада на основе индикаторов качества может
способствовать возникновению конфликтов при оценке деятельности каждого педагога.
7. Заорганизованность администрации детского сада не позволит качественно
осуществлять контроль
23
Мероприятия и условия их реализации
Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив
будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в
результатах этих преобразований. Изменения возможны только при становлении новой
организационной культуры, которая будет базироваться: на высокой индивидуальной
инициативе каждого сотрудника ДОУ, на ценности качества и эффективности
проделанной работы.
Направления,
Ежегодны Конечные
Срок
Ответстве
мероприятия
е
результаты
исполнения нн
затраты и
ые
источники
исполните
финансир
ли
ован
ия
Обучение
сотрудников
МАДОУ «д/с с.Шергино»
на
курсах
повышения
квалификации
различного
уровня и
направленности
Бюджетные,
Внебюджетн
ые средства
Повышение
профессионального
мастерства
специалистов,
достижение
целевых
показателей в
рамках реализации
ФГОС ДО
2022-2025г.г.
Педагоги
ДОУ
Обучение
сотрудников на
курсах
переподготовки
кадров(профстандарт)
Повышение
профессионального
мастерства
специалистов,
исполнение закона
«Об образовании»
2022г.-2025г
.
Заведующи
й
Аттестация
педагогических
кадров
Исполнение закона
об образовании,
материальное
стимулирование,
пропаганда личных
достижений
Согласно
графика
аттестации
Заведующи
й
Участие
педагогических
работников и
воспитанников в
конкурсных
мероприятиях
различного
уровня
Внебюджетн
ые
средства
Распространение
передового
педагогического
опыта и творческих
достижений
воспитанников,
повышение имиджа
ДОО
2022г.-2025г
Педагоги
ДОУ,
родители
воспитанник
ов
Оформление
ежегодной
подписки на
методическую
литературу
Бюджетные
средства
Повышение
профессионального
роста,компетентности
педагогов и
совершенствование
методической
Ежегодно
2022г.-2025г
Заведующи
й
24
службы ДОУ
Приобретение детской
литературы,
пособий, игр,
игрушек
Бюджетные
Пополнение
библиотеки ДОО,
методического
кабинета в рамках
реализации ООП
Ежегодно
Приобретение
детской мебели в
группы (замена
пришедшей в
негодность)
Бюджетные
средства
Обогащение
предметно
развивающей
среды в рамках
реализации
требований
образовательной
программы,
соблюдение
требований
СанПиН
Ежегодно,
по мере
необходимост
и
Заведующи
й
Проведение
мероприятий по
обеспечению
охраны жизни и
здоровья
воспитанников
Бюджетные,
внебюджетн
ые
средства
Охрана жизни и
здоровья
воспитанников
МДОУ, устранение
опасности
травмирования
воспитанников
Ежегодно
2022-2025
гг.
Заведующи
й
Педагогичес
кий
коллектив
ДОУ
Приобретение
программ для
автоматизации
управления ДОУ
Бюджетные
средства
Расширение
информативного
пространства
внутри
учреждения,
создание
электронной базы
данных,
проведение
аналитической
работы
Ежегодно
Заведующи
й
Педагогичес
кий
коллектив
ДОУ
Техническое
сопровождение
собственного web
сайта
Бюджетные
средства
Расширение
информативного
пространства
внутри учреждения
и вне его, которое
будет способствовать
повышению не
только
информированност
и педагогов, но и
их
профессиональной
компетентности
Ежегодно
Администра
тор сайта
средства
Заведующи
й
2022-2025гг
25
Организация
пространства,
использование
оборудования,
развивающей
предметнопространственной
среды в целях
благополучия и
развития ребѐнка
Бюджетные
средства
Индивидуализация
образовательного
процесса
Ежегодно
Заведующи
й
Развитие
материальнотехнической базы
ДОУ
Бюджетные
средства
Повышение
эффективности
работы всех
звеньев ДОУ
Ежегодно
Заведующи
й
Обеспечение
участия всех
субъектов в
управлении
образовательным
процессом
Внебюджетн
ые
средства
Повышение
качества
образования,
имиджа ДОУ
Ежегодно
Заведующи
й
Осуществление
целостного
подхода к
оздоровлению и
укреплению
здоровья
воспитанников
Бюджетные
средства
Снижение детской
заболеваемости,
приобщение к
здоровому образу
жизни, овладение
разнообразными
видами
двигательной
активности
Ежегодно
Медицинска
я
сестра,
педагоги,
родители
Совершенствован
ие методической
работы с
педагогическими
кадрами
Бюджетные,
внебюджетн
ые
средства
Профессиональный
рост педагогов
Ежегодно
Заведующи
й
Стимулирование
мотивационноценностного
отношения и
теоретической
готовности к
работе педагогов
Бюджетные
средства
Улучшение
психологического
климата в
коллективе,
положительная
динамика роста
квалификации
кадров
2022-2025г.г.
Заведующи
й
Взаимодействие
ДОУ с
родителями
воспитанников
Внебюджетн
ые
средства
Сохранение
положительного
отношения
родителей к ДОУ,
их участие в
воспитательнообразовательном
процессе
Постоянно
Педагоги
ДОУ
26
Совершенствован
ие условий для
реализации ООП
ДОО
Бюджетные,
внебюджетн
ые
средства
Взаимодействие с
социумом
Разработка
методик,
тематических
планов, диагностик
по отслеживанию
результатов
2022 г –
2025г.г.
Педагоги
ДОУ
Повышение
качества
образования,
имиджа ДОУ
2022-2025г.г.
Педагоги
доу
7. РазделV
Управление программой развития
Структура управления программой развития состоит из следующих основных
элементов:
1. Творческая группа Программы развития
2. Педагогический совет учреждения.
Непосредственное руководство реализацией Программы развития осуществляет
администрация дошкольного образовательного учреждения.
№ Организационные
п/п формы
1.
Ежегодный отчѐт по реализации
основных мероприятий Программы
развития
Функции в управлении
Определение стратегической политики
дошкольного учреждения (ориентиров
развития)
Выявление образовательных потребностей
педагогов и родителей на перспективу
Экспертная оценка эффективности текущих
преобразований
Утверждение механизмов
профессионального и общественного
контроля над развитием образовательной
ситуации в дошкольном учреждении
27
2.
Творческая группа
программы развития
3.
Педагогический совет учреждения
Содействие становлению стратегической
направленности в деятельности детского
сада
Содействие развитию управленческих
навыков у руководителей структурных
подразделений проектов и программ
Формирование финансовой,
экономической, правовой и
управленческой компетентности у
сотрудников, имеющих влияние на
развитие образовательной ситуации в
ДОУ
Анализ состояния детского сада
Организация и проведение практических
семинаров, связанных с реализацией
Программы развития ДОУ
Консультационная поддержка
педагогических инициатив
Проведение экспертизы качества
программных мероприятий
Участие в разработке нормативных
документов, касающихся развития
дошкольного учреждения
Экспертиза
направленности и
содержания
образовательных
программ,
реализуемых в
дошкольном
учреждении
Участие в
разработке
нормативноправовой
документации по
вопросам развития
детского сада
Оказание
информационной и
интеллектуальной
поддержки
инициативам,
проектам
и
программам
8. Раздел VI
Подпрограммы Программы развития
28
6.1. Подпрограмма «Поиск и реализация инновационных форм по
образовательно-воспитательной работе»
Цель подпрограммы: продолжение работы по поиску и реализации инновационных
форм работы, совершенствование опыта практической деятельности педагогов ДОУ
Задачи подпрограммы:
1. Выявить профессиональные затруднения педагогов.
2. Разработать систему мероприятий для повышения уровня профессиональной
компетентности педагогов ДОУ.
3. Изучить и внедрить передовой педагогический опыт.
Сроки реализации подпрограммы.
Срок реализации подпрограммы «Поиск и реализация инновационных форм по
образовательно-воспитательной работе» 2022 - 2025 годы.
План мероприятий по реализации подпрограммы
№
Мероприятие
Ответственные
п/п
Срок реализации
1.
Инструктивнометодическое
сопровождение по
ознакомлению
педагогического
коллектива с новыми
нормативными
документами,
методическими
материалами
Заведующий
январь - декабрь 20222025г(по мере
поступления документов)
2.
Консультация для
педагогов по ведению
документации в
соответствии с новыми
нормативными
документами
заведующий
2022-2025
3.
. Повышение
профессионального
уровня
педагогических кадров в
вопросах
использования в
практике работы
-современных
технологий дошкольного
образования:
- курсовая подготовка;
- участие в работе
объединений
педагогов разного
уровня;
- транслирование опыта
работы через
участие в конкурсах,
участие в районных
методических
Заведующий
Воспитатели
2022-2025
29
объединениях
4.
Мониторинг
образовательных
потребностей и
профессиональных
затруднений педагогов
ДОУ
заведующий
2022-2025г.
5.
Информатизация
образовательного
процесса в ДОУ:
- обновление
компьютерной техники
(приобретение
мультимедийного
оборудования)
заведующий
2024 г.
6.
Комплексная оценка
актуального
состояния
образовательного
процесса в
ДОУ, экспертиза
качества
образовательного
процесса в ДОУ
Заведующий,
Рабочая
группа
декабрь 2023 г.
7.
Открытые мероприятия,
участие в
методобьединениях,
мастер классах
воспитатели
2022-2025
8.
Педагогический совет.
Заведующий,
Управление реализацией подпрограммы «Поиск и реализация инновационных
форм по образовательно-воспитательной работе :
- администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа)
Рабочая группа:
- определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий
- формируют предложения (с обоснованием) по корректировке
- осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы
Отчет о реализации подпрограммы:
- перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
- перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
- анализ причин несвоевременного завершения мероприятий.
6.2. Подпрограмма «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»
Цель подпрограммы:
30
совершенствование оздоровительной деятельности ДОУ, обеспечивающей
приобщение детей к здоровому образу жизни и физической культуре.
Задачи подпрограммы:
1. Выявить уровень профессиональной готовности педагогов по реализации
эффективных здоровьесберегающих технологий.
2. Разработать план повышения профессиональной компетентности педагогов
ДОУ по здоровьесберегательной деятельности.
3. Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и
требованиями безопасности помещения ДОУ, материально-техническую базу и
развивающую предметно-пространственную среду.
4. Изучить и распространить передовой педагогический опыт других
образовательных учреждений, позволяющий сформировать у детей понятие
«здоровый образ жизни»; повысить интерес к физической культуре и спорту;
снизить показатели заболеваемости детей.
5. Периодически (2 раза в год) проводить диагностику физического развития и
здоровья воспитанников ДОУ с целью определения эффективности реализации
проекта.
Сроки реализации подпрограммы.
Срок реализации подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»
2022 - 2025 годы.
План мероприятий по реализации подпрограммы
№
п/п
Мероприятие
Ответственные
Срок
реализации
1.
Разработка программы мониторинга
качества
оздоровительной
деятельности ДОУ
. Мониторинг качества
оздоровительной
деятельности ДОУ.
Рабочая группа
Январь-май 2023
Воспитатели
2022-2025
3.
Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в
образовательном процессе ДОУ»
Заведующий
Май 2023
4.
Рабочее совещание. Итоги
выполнения
подпрограммы за отчетный период
Заведующий,
воспитатели
Рабочая группа
июнь 2023 г
педагоги ДОУ
июнь 2023 г.; июнь
2024 г
июнь 2025 г
2.
2 этап (июль2023г.-сентябрь 2025г.)
. Разработка и реализация проекта
1.
летней
оздоровительной кампании
2.
Мониторинг образовательных
потребностей и профессиональных
затруднений педагогов ДОУ в области
здоровьесбережения
Заведующий
апрель 2023;
сентябрь
2023 г.: сентябрь 2024
г
сентябрь 2025 г.;
3.
Повышение профессиональной
воспитатели
2022-2025
31
компетенции педагогов в вопросах
применения эффективных
здоровьесберегавющих технологий в
рамках мероприятий ДОУ, районного,
городского уровня
4
5.
Разработка и реализация проекта
по
созданию безопасной предметнопространственной среды ДОУ в
соответствии с требованиями
образовательной деятельности
новых
программ и технологий.
Рабочее совещание. Итоги
выполнения
подпрограммы за отчетный
период
Администрация,
Рабочая группа
сентябрь 2022.сентябрь
2023г.
декабрь 2025 г.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах
применения эффективных здоровьесберегавющих технологий.
2. Приведение помещений ДОУ всоответствии с требованиями СанПиНа, техники
безопасности, ФГОС ДО в рамках бюджетного финансирования
3. Повышение персональной ответственности сотрудников ДОУ за безопасность
жизни и здоровья воспитанников ДОУ.
4. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
5. Сформированность у детей понятия «здоровый образ жизни»; повышение
интереса
Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие оздоровительной
деятельности в ДОУ»
- формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы
«Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»;
- осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ».
.
Отчет о реализации подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в
ДОУ» содержит:
- перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
Индикаторы подпрограммы «Развитие оздоровительной деятельности в ДОУ»
6.3. Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования в ДОУ»
- перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
- анализ причин несвоевременного завершения мероприятий.
Цель подпрограммы:
разработка системы оценки качества образования в ДОУ
Задачи подпрограммы:
1. Определить критерии и показатели системы оценки качества образования в ДОУ в
соответствии с нормативно-правовыми актами;
2. Сформировать и отработать процедуры сбора и анализа информации;
3. Определить механизм взаимодействия участников образовательного процесса по
результатам проведения процедур оценки качества;
4. Создать на сайте ДОУ в сети Интернет информационную страницу для родителей,
32
содержащей описание образовательных услуг ДОУ и раздела с оценочными
материалами
План мероприятий по реализации подпрограммы « Развитие системы качества
образования в ДОУ»
№
п/п
Мероприятие
Ответственные
Срок реализации
1.
Разработка программы мониторинга
качества образовательной
деятельности ДОУ
Рабочая группа
Рабочая группа
ИЮНЬ-ФЕВРАЛЬ2022
2.
. Мониторинг качества
образовательной
деятельности ДОУ.
Консультация для педагогов
«Инновационные технологии в
образовательном процессе ДОУ»
воспитатели
март-апрель 20222025гг
заведующий
сентябрь 2019г
Рабочее совещание. Итоги
выполнения
подпрограммы за отчетный период
Заведующий,
Рабочая группа
май 2023
Совершенствование условий ДОУ
для
исследовательской и проектной
деятельности детей
. Мониторинг образовательных
потребностей и профессиональных
затруднений педагогов ДОУ в
области
инновационных технологий
педагоги ДОУ
2022-2025
заведующий
Сентябрь 2022-25гг
3.
Повышение профессиональной
компетенции педагогов в вопросах
применения эффективных
инновационных технологий в рамках
мероприятий ДОУ, районного,
республиканского, российского
уровня
заведующий
2022-2025
4.
Участие воспитанников в
соревнованиях, конкурсов
различного
уровня Заведующий ,
Заведующий/,
воспитатели ,
2022-2025
5.
Разработка и реализация
образовательных проектов,
направленных на развитие
педагоги ДОУ
сентябрь2023г,сентябрь
2024г.
1 этап
3.
4.
2 этап.
1.
2.
33
творческого
потенциала ребенка-дошкольника
6.
Мониторинг качества
образовательной
деятельности ДОУ
Педагоги доу
Март-апрель 20222025гг
7.
Комплексная оценка эффективности
применения инновационных
технологий
в образовательной деятельности
ДОУ
Рабочее совещание. Итоги
выполнения
подпрограммы за отчетный период
Заведующий,
Рабочая группа
ноябрь
2022 -2025г г.
Заведующий,
Рабочая группа
сентябрь 2023-2025г
г
1.
. Распространение ППО по
применению
инновационных технологий
Педагоги доу
2022-2025гг
2.
Развитие информационной культуры
педагогов и расширение
использования
ИКТ в образовательной
деятельности
заведующий
2022-2025гг
3.
Комплексная оценка качества
образовательной деятельности
ДОУ
. Итоги выполнения подпрограммы за
отчетный период
Заведующий,
Рабочая группа
2025г
Заведующий,,
Рабочая груп
декабрь 2025
8.
3 этап
4.
Ожидаемые результаты:
1.Наличие системы оценки качества образования, обеспеченных критериями,
показателями и процедурами оценки качества не менее, чем по 5 областям
деятельности ДОУ.
2.Наличие механизма реализации управленческих решений по результатам оценки
качества образования в ДОУ.
3.Наличие информационной страницы на сайте, содержащей актуальную информацию
об образовательных услугах, реализуемых в ДОУ.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы качества
образования в ДОУ»
Управление реализацией подпрограммы «Развитие системы качества образования в
ДОУ » Программы осуществляют:
- администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа)
Рабочая группа:
- определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы
«Развитие системы качества образования в ДОУ»;
- формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы
34
«Развитие системы качества образования в ДОУ»;
- осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы «Развитие системы качества образования в ДОУ».
Отчет о реализации подпрограммы «Развитие системы качества образования в
ДОУ» содержит:
- перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
- перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
- анализ причин несвоевременного завершения мероприятий.
6.4. Подпрограмма «Развитие кадрового потенциала ДОУ»
Цель подпрограммы:
совершенствование условий для профессионального развития кадрового потенциала
ДОУ, обеспечение 100% кадрового состава
Задачи подпрограммы:
1. Повышение квалификации педагогов ДОУ.
2. Привлечение молодых педагогов для работы в ДОУ. обеспечение 100%
кадрового состава
3. Совершенствовать систему нематериального стимулирования творческих,
успешных педагогов.
План мероприятий по реализации подпрограммы
№
п/п
Мероприятие
1 этап
. Мониторинг
1.
Ответственные
Срок
реализации
Рабочая группа
январь – май
2023
образовательных
потребностей и
профессиональных
затруднений педагогов ДОУ
2.
Прохождение курсов
повышения квалификации,
первая помощь
воспитатели
Январь-май
2023
3.
Консультация для педагогов
«Профессиональная
компетентность педагога
ДОУ»
Повышение квалификации
заведующий
Май 2023
Заведующий
воспитатели
Январь-май
2019
Итоги выполнения
подпрограммы за отчетный
период
Заведующий,
Рабочая группа
Май 2023 г.
4.
5.
2 этап сентябрь2022г. - сентябрь 2023 г.)
1.
Мониторинг
образовательных
потребностей и
профессиональных
Заведующий
сентябрь 2022;
сентябрь 2023
35
затруднений педагогов ДОУ
в
области инновационных
технологий
2.
Повышение
профессиональной
компетенции
педагогов в вопросах
применения эффективных
инновационныхтехнологий в
рамках мероприятий
ДОУ, районного уровня
Воспитатели,
педагоги доу
сентябрь
2022сентябрь
2025
3.
Работа по повышению
уровня компетенции
педагогов:
- работа в рамках
наставничества;
- создание условий для
участия в конкурсах
профессионального
мастерства, проектной
деятельности, обеспечение
возможности обучения,
возможности повышения
квалификации,
- материальное и
мотивационное
стимулирование,
обеспечение возможности
транслировать
передовой опыт, создание
безопасных условий
труда;
- мероприятия по
профилактике синдрома
профессионального
выгорания;
- выявление, обобщение и
транслирование
передового педагогического
опыта на разных
уровнях через конкурсы
профессионального
мастерства, участие в
конференциях, публикациях
СМИ, проектной
деятельности.
Заведующий
Педагоги доу
сентябрь20
22-сентябрь
2025
4.
Привлечение молодых
воспитателей для работы в
доу
заведующий
заведующий сентябрь
2022- г.сентябрь
2025 г.
36
5.
. Итоги выполнения
подпрограммы за отчетный
период
3 этап
КПК в рамках графика ДОУ
1.
Заведующий,
воспитатель,
Рабочая группа
Сентябрь
2022-2023
Заведующий
воспитатели,
педагоги доу
октябрь
2023-2024г
2.
Повышение правовой
культуры сотрудников ДОУ;
знаний нормативноправовых аспектов,
регламентирующих
деятельность ДОУ.
Заведующий,
воспитатель
2023- 2025
3.
Мониторинг эффективности
мероприятий по
повышению
профессиональной
компетентности
сотрудников ДОУ.
Заведующий,
Рабочая группа
декабрь
2022-2025
4.
. Итоги выполнения
подпрограммы за
отчетный
период
Заведующий,
воспитатель,
Рабочая группа
декабрь 2023
Ожидаемые результаты:
1. Повышения квалификации педагогов доу
2.Обеспечение 100 % педагогического состава
3.Развитие системы нематериального стимулирования творческих, успешных
педагогов.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Развитие кадрового потенциала
ДОУ»
Управление реализацией подпрограммы «Развитие кадрового потенциала
ДОУ» Программы осуществляют:
- администрация ДОУ и рабочая группа (далее - Рабочая группа)
Рабочая группа:
- определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы
«Развитие кадрового потенциала ДОУ»;
- формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы
«Развитие кадрового потенциала ДОУ»;
- осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ».
Отчет о реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ»
содержит:
- перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
Индикаторы подпрограммы «Развитие кадрового потенциала ДОУ»
37
№ п/п Наименование
индикатора
Еди
ница
измеения
20192020
20202021
20212022
1.
Количество педагогов
прошедших
аттестацию
Ед.
0
2
0
2.
Количество педагогов,
пользующихся банком
методических
материалов и
образовательных
ресурсов, как
района, так и других
уровней,
включая Интернетресурсы
Ед.
2
2
2
3.
Количество видов
нематериального
стимулирования
педагогов,
используемых в ДОУ
Ед.
2
1
1
- перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
- анализ причин несвоевременного завершения мероприятий
6.5. Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»
Цель подпрограммы:
осуществление эффективного взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников ДОУ для привлечения их к активному участию в
совместной деятельности, направленной на развитие, образование и воспитание
детей.
Задачи подпрограммы:
1. Выявить уровень готовностиродителей (законных представителей) к
сотрудничеству с ДОУ
2. Разработать план взаимодействия с семьями воспитанников на основе их запросов.
3. Внедрить эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ для
взаимовыгодного взаимодействия по решению образовательных задач
Сроки реализации подпрограммы.
Срок реализации подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»
2022-2023г.г.
План мероприятий по реализации подпрограммы
№
п/п
Мероприятие
Ответственные
Срок
реализации
воспитатели
январь май
1 этап (январь - июнь 2023)
1.
Мониторинг
38
образовательных
потребностей и
затруднений родителей
(законных представителей)
ДОУ в вопросах воспитания
и развития детей
2.
3.
. Консультация для
педагогов «Эффективные
формы
взаимодействия ДОУ и
семьи»
. Итоги выполнения
подпрограммы за отчетный
период
2 этап
1. Вовлечение родителей в
образовательный процесс:
- Дни открытых дверей;
- посещение занятий;
- совместное проведение
праздников;
- создание совместных
педагогических проектов
2023
воспитатели
сентябрь 2022
г.
Заведующий,
воспитатели
рабочая группа
Май 2023
Воспитатели
январь 2023 май 2025
2.
Повышение родительской
компетенции в вопросах
воспитания, образования и
развития детей через
проведение «круглых
столов» с приглашением
педагогов начальных
классов, школ, психологов,
медиков и т д.
Заведующий
воспитатели
2019-2023г
3.
Выявление интересного и
полезного опыта
семейного воспитания и
трансляция его через
мастер-классы,
фотовыставки,,
размещения на
сайте ДОУ
Заведующий,
педагоги ДОУ
2022-2025
4.
Итоги выполнения
подпрограммы за отчетный
период
Заведующий
рабочая группа
Май 2022Май 2025
Заведующий,
педагоги ДОУ
2022-2025
3 этап
1. Привлечение родителей к
управлению и развитию
ДОУ:
- родительский совет;
- участие в педсоветах,
производственных
39
совещаниях
2.
Информирование
родителей об уровне
развития и
здоровья детей
Заведующий,
педагоги ДОУ
2022-2025
3.
Мониторинг эффективности
использования новых
форм взаимодействия
всемьями воспитанников
ДОУ.
Заведующий,
педагоги ДОУ
2021-2023г
4.
Итоги выполнения
подпрограммы
Заведующий,
педагоги ДОУ
педагоги ДОУ
Май 2022май 2025
Ожидаемые результаты:
Развитие системы сотрудничества с семьями воспитанников, позволяющей:
повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в
вопросахразвития, образования и воспитания детей через практические формы
образования;
активизировать родителей (законных представителей) для участия в жизни ДОУ
путем внедрения эффективных форм взаимодействия;
развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников через использование
информационно-коммуникативных технологий (страничка для родителей (законных
представителей )на сайте ДОУ)
Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с семьями
воспитанников ДОУ»
Управление реализацией подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников
ДОУ»
Программы развития осуществляют:
администрация ДОУ и рабочая группа (далее – Рабочая группа)
Рабочая группа:
определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы
«Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»;
формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы
«Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»;
осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ».
-отчет о ходе реализации подпрограммы.
- Отчет о реализации подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»
содержит:
перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
анализ причин несвоевременного завершения мероприятий
Индикаторы подпрограммы «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ»
40
№
п/п
Наименование индикатора
Единица
измерения
2019-2020
2020-2021
1.
Доля семей, участвующих в
анкетировании,
выявляющем запросы и
трудности в вопросах
воспитания, образования и
развития детей
Ед.
15
18
18
2.
Доля семей, повысивших
педагогическую
компетентность в вопросах
развития, образования и
воспитания детей
Ед.
16
18
20
3.
Доля семей, регулярно
посещающих сайт ДОУ
Ед.
10
14
16
2021-2022
6.6. Подпрограмма «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»
Цель подпрограммы: внедрение современных форм взаимодействия между ДОУ и
социальными партнерами, направленных на эффективное взаимовыгодное
сотрудничество.
Задачи подпрограммы: 1. Определить формы эффективного взаимодействия ДОУ с
социальными партнерами по вопросам безопасности и здоровья детей,
патриотического и нравственного воспитания, художественно-эстетического развития и
т.д.
2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень
педагогических работников.
3. Формировать положительный имидж, как ДОУ, так и социального партнерства
Сроки реализации подпрограммы. Срок реализации подпрограммы «Взаимодействие
с социальными партнерами 2022-2025
План мероприятий по реализации подпрограммы
№
п/п
Мероприятие
Ответственные
Срок
реализации
1 этап (январь - июнь 2023)
1.
Мониторинг
эффективности
взаимодействия с
социальными
партнерами в вопросах
реализации
ООП ДО
воспитатели
январь май
2023
2.
Консультация для
педагогов
«Эффективные формы
воспитатели
сентябрь 2022 г.
41
3.
взаимодействия ДОУ и
социума»
. Итоги выполнения
подпрограммы за
отчетный
период
Заведующий,
воспитатели
рабочая группа
Май 2022
2 этап
1.
Разработка плана
«Взаимовыгодное
сотрудничество с
социальными
партнерами»
Воспитатели
январь 2023май2025
2.
Работа по повышению
уровня
заинтересованности в
сотрудничестве
социальных партнеров:
- работа в рамках
образовательной
деятельности; создание
условий для участия в
конкурсах, проектной
деятельности
Заведующий
воспитатели
2022 -2025г
3.
Итоги выполнения
подпрограммы за
отчетный
период
Заведующий
рабочая группа
Май 2023Май 2025
Заведующий,
педагоги ДОУ
2022-2025
3 этап
Формирование
1.
положительного
имиджа, как
образовательного
учреждения, так и
социального
партнера.
2.
Мониторинг
эффективности
использования новых
форм взаимодействия
с социальными
партнерами
ДОУ.
Заведующий,
педагоги ДОУ
2022-2025
3.
Итоги выполнения
подпрограммы
Заведующий,
педагоги ДОУ
Май 2022май 2025
Ожидаемые результаты:
42
1. Развитие системы взаимовыгодного социального партнерства, позволяющего
эффективно осуществлять как образовательные функции, так и функции развития, и
воспитания детей ДОУ в соответствии с современными требованиями.
2. Сформированность положительного имиджа ДОУ как учреждения
функционирующего в режиме открытого образовательного пространства.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы «Взаимодействие с социальными
партнерами ДОУ»
Управление реализацией подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами
ДОУ» Программы осуществляют:
администрация ДОУ и рабочая группа (далее – Рабочая группа)
Рабочая группа:
определяют показатели и индикаторы реализации мероприятий подпрограммы
«Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»;
формируют предложения (с обоснованием) по корректировке подпрограммы
«Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ»;
осуществляют анализ отчетности и ежегодное подведение итогов реализации
подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ
отчет о ходе реализации подпрограммы.
Отчет о реализации подпрограммы «Взаимодействие с социальными партнерами
ДОУ» содержит:
перечень завершенных за отчетный период мероприятий;
перечень незавершенных за отчетный период мероприятий;
анализ причин несвоевременного завершения мероприятий
Индикаторы подпрограммы «Взаимодействие с социальнымипартнерами ДОУ»
№ п/п Наименование
индикатора
Единица
измерения
20192020
20202021
20212022
1.
Доля
социальных
партнеров,
участвующих в
реализации
планов
взаимодействия
в
соответствии с
заключенными
договорами
Ед.
3
4
4
2.
Количество
благодарностей
как педагогам,
так и ДОУ от
социальных
партнеров за
взаимовыгодное
и
плодотворное
сотрудничество
Ед.
3
4
4
43
Литература:
1. ФГОС ДО.
2. Виноградов В.Н. Программа развития образовательного учреждения как бизнесплан:
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб, 2006.
3. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и
экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы
развития ОУ. Москва- 2011г.
4. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление дошкольным
образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30
5. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития муниципального
дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации.- Сыктывкар,
2007 г.
6. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития
дошкольного образовательного учреждения.- Сыктывкар,2010 г.
7. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера,
2007.- 80 с.
8. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера,2008 г.
9. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.:
ТЦ
Сфера,2010 г.
10. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа ДОУ:
технология
составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006.
11. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении:
Методическое
пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
12. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении. ФалюшинаЛ.И.:Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003.
13. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое
обеспечение: пособие для рук.и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.:
ЛинкаПресс, 2009. - 320 с.
Powered by
44